В соответствии с планом работы судебного участка в административно-территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п.Комаровский Оренбургской области на 1 полугодие 2021 года помощником мирового судьи Кенжегалеевой Д.А. проведено обобщение практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.8, ст.12.26 КоАП РФ.
Цель проведения обобщения: анализ применения норм материального и процессуального права при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.12.8, ст.12.26 КоАП РФ, изучение вопросов, возникающих при рассмотрении дел данной категории. Частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. В силу пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно-наказуемого деяния. Частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Частью 2 статьи 12.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. В силу п. 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. За первое полугодие 2021 года мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п.Комаровский Оренбургской области рассмотрено 38 дел данной категории, из которых: - по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ – 21 дело в отношении 21 лица, из них 18-ти лицам назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от 1 года 6 месяцев до 2 лет, 3 дела направлено по подсудности; - по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ – 1 дела в отношении 1-го лица, которым назначено наказание в виде административного ареста на срок 10 суток; - по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ – 7 дел в отношении 7 лиц, из них 7-ти лицам назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от 1 года 6 месяцев до 2 лет - по ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ – 9 дел в отношении 8 лиц, которым назначено наказание в виде административного ареста на срок от 10 до 15 суток; в отношении 1 лица назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей. Виновность лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ, подтверждалась исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении, который был составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, процедура оформления протокола соблюдена, событие правонарушения и сведения о лице его совершившем, указаны полно; протоколом об отстранении от управления транспортным средством, в котором указаны основания для отстранения лица, привлекаемого к административной ответственности, от управления транспортным средством, а именно наличие у него признаков опьянения, таких как запах алкоголя изо рта, нарушение речи, неустойчивость позы, резкое изменение окраски кожных покровов лица; актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и бумажным носителем к нему, из которых усматривалось нахождение водителя в состоянии алкогольного опьянения, установленного с помощью технического средства измерения, обеспечивающего запись результатов исследования на бумажном носителе, и зафиксировавшего превышение предельно допустимой концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе; свидетельством о поверке прибора Алкотектор; актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения, с выводом установлено состояние опьянения; рапортом инспектора ДПС, который в силу требований закона и нормативных актов является процессуальным документом; объяснениями понятых, которым были разъяснены их права и обязанности, ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.7 КоАП РФ, и которые были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, о чем свидетельствовали их подписи в объяснениях; видеозаписью. Вышеуказанные документы суд признавал относимыми, допустимыми, надлежащими по делу доказательствами, подтверждающими виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении правонарушения, предусмотренного ст.12.8 КоАП РФ. Процессуальных нарушений при проведении процедуры освидетельствования лиц, привлекаемых к административной ответственности, судом установлено не было, не поступало замечаний в ходе проведения процедуры освидетельствования и от самих правонарушителей. Правонарушения были выявлены и пресечены сотрудниками ГИБДД в пределах предоставленных им властных полномочий. Каких–либо доказательств, свидетельствующих о наличии у сотрудников ГИБДД прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела, суду представлено не было, как и не было представлено доказательств превышения ими своих должностных полномочий. Суд пришёл к убеждению, что составление сотрудниками ГИБДД в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, протокола об административном правонарушении никак не может свидетельствовать о их заинтересованности в исходе дела. Учитывая, что в силу общего принципа административного права должностное лицо считается действующим добросовестно до тех пор, пока не доказано обратное. Виновность лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 12.26 КоАП РФ, подтверждалась аналогичными доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении, протоколом об отстранении от управления транспортным средством, актом освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством и бумажным носителем к нему, из которых следовало, что водитель отказался от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, либо не согласился в положительным результатом освидетельствования, объяснениями понятых, свидетельством о поверке прибора Алкотектор, рапортом ИДПС ГИБДД, а также протоколом о направлении на медицинское освидетельствование, из которого следует, что основанием направления на медицинское освидетельствование явился отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, несогласие с положительных результатом освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, либо отрицательных результат освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения. В апелляционном порядке вышеуказанные дела не обжаловались. Таким образом, качество рассмотрения дел об административных правонарушениях по исследуемой категории дел составляет – 100,0 %. Вывод: Проведенное обобщение показало, что нормы материального и процессуального права при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.12.8, 12.26 КоАП РФ на судебном участке соблюдаются, административные дела рассматриваются без нарушения сроков, предусмотренных ст.29.6 КоАП РФ и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Предложения: 1. В целях недопущения ошибок в применении законодательства об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.12.8 и 12.26 КоАП РФ соблюдать требования нормативных актов и разъяснений постановлений Пленумов Верховного Суда РФ; осуществлять надлежащую подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях. 2. О выявленных в ходе рассмотрения дела недостатках протоколов об административных правонарушениях и других материалов дела, направлять в соответствующие органы информационные письма, вносить представления. Помощник мирового судьи Кенжегалеева Д.А.