По сложившимся в России традициям и обычаям в обществе принято дарить и получать подарки в различных ситуациях и по разным поводам. Однако применительно к государственной службе традиционное дарение подарков стало тесно связано с получением взамен какой-либо выгоды, влекущей зачастую совершение государственными служащими коррупционных правонарушений, что в целом создало негативную ситуацию для государственного управления. Указанная негативная практика была учтена законодателем при разработке антикоррупционного законодательства Российской Федерации, в результате чего появилось правовое регулирование как дарения, так и получения подарков.

Так, в соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.Вместе с тем законодательством Российской Федерации установлен прямой запрет на получение подарков на государственной службе.Так, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. No 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с прохождением государственной службы государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. При этом в указанной норме содержится разъяснение термина «вознаграждение», который включает в себя не только подарки, но и денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. No 273-ФЗ «О противодействии коррупции» аналогичный запрет распространен на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности.В вышеуказанных нормах исключением являются подарки, которые получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями. Однако законодатель и в этом исключении устанавливает следующее ограничение. Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются

2государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы. Государственный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок сообщения о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. No 10.Таким образом, законодатель установил механизм, регулирующий получение подарков на государственной службе, но насколько важно соблюдение данного механизма государственными служащими, рассмотрим далее. В связи со спецификой работы и профессиональной служебной деятельностью государственный служащий взаимодействует с физическими и юридическими лицами. Зачастую для получения каких-либо преференций юридические и физические лица пытаются установить контакт с государственными служащими, в том числе путем дарения подарков, которыми могут быть не только дорогие предметы, но и различные услуги, оплата развлечений, отдыха и транспортных расходов. Принятие таких подарков приводит, как правило, к установлению личных контактов государственного служащего с физическими и юридическими лицами, что в дальнейшем может негативно повлиять на исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, а также воздействовать на объективность принимаемых им решений. При этом государственный служащий должен помнить, что он и его действия подвержены повышенному вниманию со стороны общественности. Получение подарков может вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности исполнения государственным служащим своих обязанностей и тем самым нанести ущерб репутации государственного органа и государственной службы в целом. В целях соблюдения государственными служащими указанного запрета Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно в преддверии новогодних праздников направляется информационное письмо высшим федеральным и региональным органам исполнительной власти, государственным фондам и государственным компаниям с напоминаем о наличии законодательно установленного запрета получать подарки в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей. Судебный департамент, Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области, учитывая важность соблюдения данного запрета в судебной системе, ежегодно направляет аналогичное информационное письмо в федеральные суды общей юрисдикции, федеральных арбитражные суды, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

Подводя итоги, необходимо отметить, что запрет на получение подарков на государственной службе является важным аспектом в деятельности государства в области противодействия коррупции и подлежит обязательному исполнению со стороны государственных служащих. Несоблюдение данного запрета влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае когда подарок расценивается как взятка - уголовную ответственность.