В феврале 2014 года Лариса Брычева, помощник президента Владимира Путина и начальник его государственно-правового управления назвала ситуацию с бесконечными изменениями Кодекса об административных правонарушениях близкой к катастрофе. После этого на Охотном Ряду две группы парламентариев – во главе с единороссом, председателем комитета по госстроительству Владимиром Плигиным и эсером Александром Агеевым – начали работу над новой редакцией кодекса. С небольшим опережением во времени действовал Агеев: в октябре 2014-го он обнародовал проект общей части нового КоАП (внесен в ГД, пока не рассматривался), а в январе 2015-го аналогичную часть документа презентовала и группа, трудившаяся под руководством Плигина ("Новому КоАП прописано больше наказаний"). В начале октября эсер внес в Госдуму проект нового КоАП, содержащего и специальную главу – с санкциями за конкретные нарушения. А в конце месяца Плигин вынес на общественное обсуждение свой вариант документа.
Сходство с Уголовным кодексом
В нем сохранилась идея разделить все административные правонарушения по категориям на грубые, значительные и менее значительные. Такая идея, видимо, была почерпнута авторами из Уголовного кодекса РФ. К грубым будут относиться деяния, за которые будет полагаться штраф для граждан от 10 000 до 100 000 руб., для индивидуальных предпринимателей 100 000–400 000 руб., юрлиц – от 5 до 60 млн руб., исправительные или обязательные работы, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, на срок более одного года либо лицензии, а также запрет на посещение публичных, спортивных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, дисквалификация на год. К значительным авторы нового КоАП предлагают относить нарушения, за которые гражданам будет полагаться штраф от 5000 до 10 000 руб., индивидуальным предпринимателям – 25 000–100 000 руб., юрлицам – от 1 до 5 млн руб., лишение специального права или дисквалификация не более чем на год. Остальные будут считаться "менее значительными". За них "могут устанавливаться административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа".
Новые наказания
Оставили разработчики в документе и новые виды наказаний за правонарушения, которые вызвали споры. В частности, речь идет о ликвидации юрлица или прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по решению суда. Ранее авторы обещали, что эти наказания будут назначаться за работу без лицензии либо обязательного членства в саморегулируемой организации, но не конкретизировали за какие. После публичных дискуссий перечень нарушений, за которые может назначаться такое наказание, состоит из пяти пунктов: создание юрлицом условий для торговли детьми или эксплуатации детей; повторное изготовление, приобретение, публичная демонстрация юрлицом порнографических изображений; незаконная организация, проведение азартных игр; оказание финансовой поддержки терроризму и легализация, отмывание доходов, полученных преступным путем. При этом суд, вынося решение о необходимости ликвидации юрлица, также может запретить его учредителям на срок от шести месяцев до полугода создавать новые компании.
За грубые и значительные нарушения гражданам будут грозить исправительные работы, которые заключаются в удержании из зарплаты в доход бюджета от 5 до 20 % дохода гражданина в срок от 15 дней до двух месяцев. Но есть условие: сумма взысканного должна быть "не менее минимального размера установленного административного штрафа за значительное административное правонарушение", то есть 5000 руб. В частности, исправительные работы будут грозить попавшимся на мелком хулиганстве либо за потреблением наркотиков или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспорте либо за появление в общественных местах в состоянии опьянения.
Предлагают авторы в новом КоАП расширить норму из действующего кодекса, предусматривающую возможность запрещать гражданину, нарушившему правила поведения зрителей, посещать спортивные мероприятия на срок от двух месяцев до семи лет. Проект вводит запреты на срок от трех месяцев до года на посещение публичных мероприятий – участие в митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании – привлеченным к ответственности за грубое нарушение законодательства о собраниях, митингах. Также документ предусматривает создание черных списков авиадебоширов, которым от полугода до трех лет будет запрещено летать в качестве пассажира. Например, за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна, предполагается либо штрафовать на 20 000–50 000 руб., либо лишать права на полеты на полгода-год.
Вести учет таких граждан будут судебные приставы. В реестр авиадебоширов, сведения которого будут "открытыми для всеобщего ознакомления" на сайте службы судебных приставов, будут вносить фамилии, имена, отчество, дату и место рождения привлеченного к административной ответственности, даты, в течение которых действует запрет на полеты в качестве пассажира. Авиакомпаниям, которые провезут человека, значащегося в черном списке, будут грозить штрафы от 30 000 до 100 000 руб.
Сроки давности
Документ предусматривает увеличение сроков давности привлечения к административной ответственности до одного года по общему правилу с двух-трех месяцев. При этом срок для наказаний два месяца будет за нарушения "в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, совершенные с использованием транспортных средств", в случае их фиксации на камеры в автоматическом режиме. По делам о нарушениях бюджетного и таможенного законодательства его хотят установить в два года, законодательства о налогах и сборах – три, по антимонопольным делам – четыре.
Арбитражным судам придется работать по новым правилам
По проекту арбитражные и суды общей юрисдикции будут разбирать дела об административных правонарушениях по единым процессуальным правилам, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях. Сейчас арбитражные суды в таких случаях руководствуются главой 25 Арбитражного процессуального кодекса. "Можно констатировать, что в России появилась специфическая разновидность административного судопроизводства – рассмотрение судами дел об административных правонарушениях", – говорит Анастасия Рагулина, заместитель директора по научной работе юридической группы "Яковлев ипартнеры", к.ю.н., доцент МГЮА им.Кутафина. "Введение единых процессуальных правил [является] достоинством проекта КоАП – систематизация подходов и продуманность наказаний обеспечит соблюдение принципов правосудия", – считает Марина Шикова, юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян ипартнеры".
Освобождение от наказания
Если предложения разработчиков станут законом, то в КоАП появится глава об освобождении от административного наказания и ответственности. Освобождение от ответственности будет возможно в нескольких случаях, среди которых такие, как: деятельное раскаяние совершившего правонарушение, примирение с потерпевшим, малозначительность правонарушения, амнистия, а также "установления факта злоупотребления потерпевшим своими правами" и признание утратившим силу закона или его положения, на основании которого гражданина или компанию предполагалось наказать, истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
От наказания нарушителя могут освободить, если тот обязуется исполнить "в установленный срок возложенную на [него] обязанность, за неисполнение которой привлекается к административной ответственности". На такое послабление смогут рассчитывать лишь впервые попавшиеся на нарушении и если выплата штрафа "может повлечь за собой невозможность исполнения данным лицом обязанности, за неисполнение которой оно привлекается к административной ответственности". Однако на это также потребуется согласие того, кто направил протокол на рассмотрение в орган или суд, и потерпевшего. Если нарушитель не устранит недоработки, то постановление об освобождении от штрафа будет аннулировано.
Взыскание штрафов замотивируют
Нашли разработчики документа и несколько способов повысить собираемость штрафов. Во-первых, они предлагают делать 50%-ную скидку при оплате штрафов за все значительные и менее значительные нарушения для тех, кто сделает это в течение 20 дней с момента вынесения постановления. С 1 января 2016 года на такую скидку могут рассчитывать водители, нарушившие Правила дорожного движения. Однако дисконт не распространяется на случаи, когда автомобилист попался пьяным за рулем или отказался от медосвидетельствования (ст.12.8, 12.26 и ч.3 ст.12.27 КоАП РФ ) или если нарушение привело к ДТП с пострадавшими (ст. 12.24 КоАП РФ). Полностью штраф придется оплачивать и тем, кто повторно попался на управлении незарегистрированным автомобилем (ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ), проезде на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (ч. 3 ст. 12.12 КоАП РФ), превышении скоростного режима более чем на 40 км/час (ч. 6 и 7 ст. 12.9 КоАП РФ) и выезде на полосу встречного движения (ч.5 ст.12.15, ч.3.1 ст.12.16 КоАП РФ).
Во-вторых, проект нового КоАП предусматривает возможность удержания штрафов в размере до 10 000 руб. из зарплаты, пенсии, стипендии и иных периодических платежей гражданина. Это будет возможно, если суд или госорган обладают информацией о месте работы, учебы нарушителя, а тот в течение 60 дней взыскание не исполнил. В этом случае суд или госорган отправят поставление тому, кто платит привлеченному к административной ответственности деньги, а тот должен будет удержать необходимую сумму из причитающихся выплат нарушителю. В противном случае компании будет самой грозить штраф от 30 000 до 100 000 руб., а индивидуальному предпринимателю – 10 000–20 000 руб., если постановление не исполнит банк – ему придется отдать в госказну "половину от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей".
В-третьих, впервые в КоАП появляется такая мера обеспечения производства по делу, как обеспечительный арест имущества. Она может применяться, согласно проекту, "в целях обеспечения исполнения административного наказания в виде административного штрафа, назначаемого за грубое либо значительное административное правонарушение, а также возмещения ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения". Арест заключается в составлении описи имущества, запрете собственнику или владельцу "распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться им, изъятии арестованного имущества (при необходимости), передаче его на хранение". Арест должен производиться в присутствии владельца имущества или его представителей и при двух понятых. Обязательно должна быть видеозапись процесса, следует из документа. Тем не менее "в случаях, не терпящих отлагательства", говорится в проекте нового КоАП", "арест имущества может быть осуществлен в отсутствие собственника или владельца имущества". Особо оговаривается, что стоимость имущества "должна быть соразмерна максимальному размеру административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи" или обеспечивать при реализации имущества возмещение ущерба, если он нанесен правонарушением.
"Нововведение, на наш взгляд, позволит пресекать действия лица, совершившего грубое или значительное административное правонарушение, по "уводу" имущества от обращения на него взыскания", говорится в пояснительной записке к документу.
Рагулина из "Яковлев и партнеры" приветствует появление упрощенного порядка взыскания административных штрафов. "Это облегчит жизнь как лицу, которому это наказание назначено, так и приставам-исполнителям", – полагает она.
Наказание можно будет смягчить
Вписывают авторы проекта нового кодекса в него и уже существующие в действующем КоАП положения о смягчении взысканий. Речь идет о возможности назначить нарушителю штраф ниже низшего предела. Суд или орган, в производстве которого находится дело, смогут вынести взыскание в урезанном варианте, если минимальный штраф для граждан составляет не менее 10 000 руб., для индивидуальных предпринимателей – не менее 30 000 руб., а для должностных лиц – не менее 50 000 руб., сейчас для последних действует порог в 100 000 руб. При этом "пониженный" штраф не может быть вдвое ниже этих цифр. На сокращение взыскания можно будет рассчитывать, следует из проекта, лишь "при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физлица".
За денежные суррогаты выпишут штрафы в рублях
Авторы проекта нового КоАП предлагают записать в кодексе новые составы административных правонарушений. Среди них ответственность за недобросовестный выпуск (эмиссию) денежных суррогатов, если он не предусмотрен российским законодательством либо проводится с его нарушением. За это будет полагаться штраф для граждан от 20 000 до 40 000 руб., индивидуальным предпринимателям – от 50 000 до 70 000 руб., а юрлицам – 2–3 млн руб. Во всех случаях "предмет административного правонарушения" будет конфисковываться. Не будут считаться суррогатами "электронные деньги, выпуск и обращение которых происходит в соответствии с положениями законодательства стран СНГ, Евросоюза, а также Великобритании", средства, используемые исключительно для приобретения объектов, не обладающих собственной потребительской стоимостью, в том числе в рамках многопользовательских компьютерных игр, и другие.
Установление административной ответственности за недобросовестный выпуск денежных суррогатов Рагулина называет "необходимой мерой", поскольку последствия их использования могут быть негативными. "Широкое замещение денег в качестве средств платежа; скрытые убытки предприятий, как по времени получения средств, так и по фактически поступающим суммам; уклонение от налогов; стимулирование завышенных отпускных цен по сравнению с рыночными ценами (это приводит к провоцированию инфляции); деформация товарного векселя как инструмента коммерческого кредитования", – перечисляет она возможное негативное влияние денежных суррогатов. Юрист изадвокатского бюро "Линия права" Марина Литвинова, положительно оценивая предложение разработчиков нового КоАП, говорит о том, что "бесконтрольный оборот денежных суррогатов опасен в том числе тем, что этот инструмент может быть использован в целях отмывания доходов, полученных преступным путем".
Шикова из "Олевинский, Буюкянн и партнеры" напоминает о том, что "ст. 27 ФЗ "О Центральном банке РФ" введен прямой запрет на выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов. Однако этот закон не раскрывает понятие денежных суррогатов, в отличие от предложенной редакции КоАП".
Строже будут наказывать тех, кто занимался эмиссией денежных суррогатов с помощью "информационно-телекоммуникационных сетей" или совершал свои действия "на территории более чем одного субъекта Российской Федерации". В этом случае гражданам будет грозить штраф от 40 000 до 50 000 руб., ИП – 80 000–100 000 руб., а юрлицам – от 4 до 5 млн руб. Литвинова напоминает, что ранее с похожими инициативами выступал Минфин. "Высказывались мнения, в частности, представителями Генпрокуратуры о необходимости закрепления уголовной ответственности за введение денежных суррогатов. Однако в итоге было принято более осторожное решение о введении административной ответственности за недобросовестный выпуск (эмиссию) денежных суррогатов", – говорит она.
Административно наказуемым станет и "прямое или косвенное понуждение со стороны поставщика товаров, обладающих собственной потребительской стоимостью" к оплате их криптовалютой. За это граждане будут рисковать суммой от 40 000 до 50 000 руб., ИП – от 80 000 до 100 000 руб., а юрлица – 4–5 млн руб. Пополнят госказну граждане на 20 000–30 000 руб. за простую куплю-продажу денежных суррогатов, а за дарение 2000–3000 руб., компаниям будет грозить штраф в 2–3 млн руб. и 400 000–600 000 руб. соответственно. Однако есть и исключение из правил: единоразовое приобретение денежных суррогатов, выпущенных в документарной форме, в качестве сувенирной продукции без намерения их дальнейшего использования не будет считаться административным правонарушением.
Производство в целях сбыта либо реализация программного обеспечения, необходимого и достаточного для выпуска (эмиссии) денежных суррогатов, тоже будет наказуемо. Гражданам за такие действия будут, согласно проекту, назначать штраф в 20000–40000 руб., юрлицам – от 4 до 5 млн руб.
Право.ru