Исключительно важное значение для целей предупреждения любых нарушений законодательства  имеет предоставленное законом суду право на вынесение частного постановления в ходе рассмотрения уголовного дела в суде.

Согласно ч.4 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяющей полномочия суда - если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия, то суд вправе вынести частное постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное постановление и в других случаях, если признает это необходимым.

Закон не содержит исчерпывающего перечня оснований вынесения судом частного  постановления и в настоящей статье это не рассматривается.

По смыслу уголовно-процессуального законодательства описательно-мотивировочная часть частного постановления должна состоять из конкретного и подробного изложения выявленных при рассмотрении дела недостатков и нарушений. В частном постановлении не могут быть установлены или признаны факты, которые не были установлены приговором или отвергнуты им. В частности, недопустимо, чтобы частное постановление опорочивало законность и обоснованность судебного решения, вступившего в законную силу.

Частное постановление направляются соответствующим организациям и должностным лицам и должны содержать обоснованные выводы и конкретные рекомендации по принятию необходимых мер.

Как процессуальный документ, вынесенный в ходе производства по делу, частное постановление суда приобщается к материалам уголовного дела.

Закон не содержит указания на сроки, в течение которых должны быть приняты необходимые меры по частному постановлению, а о результатах сообщено суду, вынесшему частное постановление. По сложившейся практике это должно быть сделано не позднее чем в месячный срок.

Порядок обжалования постановления суда, вынесенного в порядке ст. 29 УПК РФ, законом не предусмотрен.

По смыслу действующего законодательства частное постановление может быть обжаловано, но так как оно выносится после рассмотрения дела по существу, при принятии какого-либо решения, полагаю, что срок обжалования ограничен сроком обжалования соответствующего судебного решения.

При этом, в случае не принесения кассационной жалобы или представления на частное постановление в указанный срок, оно вступает в законную силу

Учитывая, что частное постановление суда является актом, в котором осуществление предупредительно-воспитательных задач судебной деятельности приобретает важнейшее, главенствующее значение. Как акт правосудия частное постановление - это решение, вынесенное судом в строгом соответствии с законом, соблюдением процессуальной формы, наравне с другими решениями суда вступающее в законную силу и носящее обязательный характер. Как и любое другое решение суда, оно должно быть законным и основываться на обстоятельствах, исследованных в судебном разбирательстве.

Таким образом обстоятельства, явившиеся поводом для вынесения судом частного постановления, которое не было обжаловано и вступило в законную силу уже установлены в судебном заседании, дополнительной проверки не требуют и направляются в соответствующие организации и должностным лицам для принятия соответствующих мер, а не для переоценки установленных судом обстоятельств.

Вместе с тем нередки случаи, когда сообщая суду о принятых по частному постановлению мерах руководители и должностные лица соответствующих организаций переоценивают установленные судом обстоятельства, сообщая, что в ходе проверки доводы суда не подтвердились.

Статья 17.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи – гласит - оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятие мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Согласно п.77 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа, а именно - судебные приставы - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.3 - 17.6 настоящего Кодекса.